В нашей стране лизингом (финансовой арендой) стали пользоваться с 1998 года, когда был принят соответствующий федеральный закон. Но насколько активно? По экспертным оценкам, в 2002 году, когда начался экономический подъем, портфель всех работающих в России лизинговых компаний составлял порядка 180 млрд рублей, а в 2016 году — уже 3,2 триллиона, то есть за этот период отрасль выросла почти в 18 раз! Однако есть и менее радужные цифры: по данным прошлогоднего опроса российских предпринимателей, услугами финансовой аренды пользуются только 13 — 15% компаний, в то время как в странах Европы и Северной Америки — от 60 до 70%.
Расти есть куда, но развитие лизинга в России натыкается на множество препятствий, связанных в том числе с рядом заблуждений. Миф первый: главным минусом лизинга является высокая переплата в сравнении с кредитами.
— Если сравнить денежные затраты любого клиента, то при прочих равных условиях лизинг всегда оказывается дешевле кредита на 5 — 15%, — считает генеральный директор ЗАО "Южноуральский лизинговый центр" (ЮУЛЦ) Василий Шашлов. — Ведь при этом важно учитывать налоговые послабления, касающиеся лизинга. В частности, с каждого лизингового платежа возмещается НДС, а в ряде субъектов федерации (например, в Челябинской области) техника и оборудование, передаваемые малому и среднему бизнесу на условиях финансовой аренды, не облагаются налогом на имущество. Кроме того, в отношении имущества, приобретенного по лизингу, применяется коэффициент ускоренной амортизации, соответственно остаточная стоимость уменьшается намного быстрее, чем если бы предприятие покупало это имущество за счет собственных средств или кредитов. А во многих регионах предусмотрена компенсация аванса и части процентов по лизинговым платежам. Так, в Тюменской области и Башкирии лизингополучателю возвращается довольно значительная сумма из регионального бюджета.
Миф второй: все договоры лизинга привязаны к курсу доллара или евро. Некоторые лизинговые компании использовали эту схему лет 15 — 20 назад, когда инфляция в стране была запредельной, но сегодня такой практики нет. Естественно, если речь идет о приобретении зарубежного оборудования, то заключается валютная сделка. Но даже в этом случае стоимость переводится в рубли и фиксируется: рублевые платежи не меняются вплоть до полного исполнения договора вне зависимости от дальнейших изменений валютного курса.
Еще один стереотип связан с тем, что лизингом лучше пользоваться только в случае крайней нужды, когда у компании исчерпаны собственные оборотные средства. Далеко не у всех российских предпринимателей сложилось представление о лизинге как об одном из наиболее эффективных инструментов развития бизнеса. Поэтому, даже заключив договор лизинга, некоторые предприятия стремятся как можно скорее выкупить имущество. Между тем у компании, пользующейся услугами финансовой аренды, появляется гораздо больше возможностей оперативно достичь намеченных экономических и производственных целей, чем у конкурентов, старающихся работать исключительно на собственные средства.
Сотрудники Южноуральского лизингового центра, которому в этом году исполняется 15 лет, в своей работе с предпринимателями стремятся честно и открыто разъяснять механизмы финансовой аренды.
— Слоган нашей компании состоит из простых слов: «Правильный лизинг», — рассказывает финансовый директор ЗАО ЮУЛЦ Игорь Горшенин. — У нас нет скрытых комиссий, чрезмерных требований к клиентам, потогонного рассмотрения заявок. Стараемся вникать в интересы наших клиентов и вести с ними честный диалог. Если в чем-то сомневаемся, то честно об этом говорим предпринимателю, не выдумывая какой-то иной повод для отказа в заключении договора. И потенциальный клиент это понимает, возвращаясь к нам через некоторое время с другим проектом.
— Сегодня расти на рынке лизинга можно только за счет предоставления более прогрессивных продуктов, — убеждена заместитель гендиректора ЗАО ЮУЛЦ по экономике Инна Зайцева. — Это минимальный аванс за предмет лизинга, минимальное удорожание лизинговых услуг, возможность скидок и очень лояльный подход к постоянным клиентам.
Важно и то, что ЗАО ЮУЛЦ не использует жестких критериев в части годового оборота или рода деятельности потенциальных клиентов, применяя гибкий индивидуальный подход. Обратиться в лизинговый центр может любой предприниматель, ведущий деятельность от шести месяцев. Специалисты ЗАО ЮУЛЦ непременно рассмотрят заявку, а возможно, исходя из богатого опыта работы, предложат свои, более приемлемые варианты финансовой аренды. Поэтому неудивительно, что доля предприятий малого и среднего бизнеса в структуре клиентов Южноуральского лизингового центра составляет сегодня уже около 80%, а объем бизнеса компании ежегодно растет на десятки процентов (за 2017 год он увеличился на треть, такая же цель поставлена и на текущий год).
Отмечая пятнадцатилетие, ЗАО ЮУЛЦ расширяет географию своей деятельности, не ограничиваясь одним Уралом. Компания, основанная в Челябинске, сегодня имеет разветвленную сеть обособленных подразделений в Екатеринбурге, Казани, Уфе, Тюмени, рассматривается возможность открытия в ближайшее время обособленных подразделений в нескольких крупных городах Сибири. Продолжая активно развиваться, Южноуральский лизинговый центр обеспечивает экономический рост региона и страны.
Южноуральский лизинговый центр летом проведет автопробег Челябинск — Владивосток. Об этом сообщил генеральный директор компании Василий Шашлов.
Автопробег состоится в июле этого года и приурочен к 15-летию компании, являющейся одной из крупных и стабильных лизинговых компаний на рынке УрФО. Основной целью мероприятия станет изучение регионов Сибири и Дальнего Востока с позиции перспектив развития здесь бизнеса.
В ходе автопробега сотрудники компании проведут в нескольких городах маршрута перспективные встречи, итогом которых должно стать открытие полноценного филиала и подбор кадров для работы в нем.
Участники будут передвигаться на брендированных автомобилях. Право на участие в пробеге в качестве награды в день рождение компании получат лучшие специалисты.
Материалы опубликованы в электронной версии ЭКСПЕРТ-УРАЛ